rcross (rcross) wrote,
rcross
rcross

Categories:

Valle - Владик, кузнец из Швеции

галерея работ

О себе. Уроженец Москвы, в Швеции с 92г. 37лет, Увлечение рыбалка и ножи, в 2000г. начал ковать дамаск..
В прошлом году получил первый слиток булата.
Булат для меня это только проба своих возможностей.

Изготовление булата

Моя плавильная печь довольно таки маленькая, но эффективная.

Внутренний диаметр всего 250мм, глубина до дна горна 350мм. В качестве топлива использую металлургический кокс. Если будет мощный вентилятор, то шлак не успевает образовываться и сгорает. Я думаю, что лучше поддув снизу.


В моей печи 1 кг. плавиться за 45-60мин.После этого постепенное понижение темпер. в течении часа.
В настоящее время использую инструментальную сталь с добавлением чугуна от гильзы блока цилиндров....последний булат делал легированный 100г. чугуна,300 г. быстрореза и 1100г. стали с 1.25%С.Также пробовал варить металл с гвоздями и чугуном. Первое лезвие было из них. Главное ,чтобы всё было чистое
Когда делал последний слиток сначала расплавил 1000 гр. смеси,а потом добавил ещё 500гр.
Как я уже писал выше, расплав у меня идет за 1час макс. и 1час постепенное охлаждение...на всё уходит не больше двух ведер кокса.


Я пробовал делать тигли из шамотной крошки и огн.цемента, но тогда надо плотно утрамбовывать массу, как на странице у В.Фурсы.
Ну и обжечь можно...1200 С 1 час...он должен пожелтеть...если не треснет при обжиге,значит ОК.
Использую 50 на 50 огн.цемент и оксид аллюминия черный..его применяют для пескоструя..размер зерна прибл. 0.8 1.5мм...
Для изготовления тиглей использую оправку...толщина стенок прибл.10-15мм,высота 140мм,внутр.Д.80мм...

Слитки делаю в основном 1-1.5кг,но можно и 2кг,только закладывать нужно порциями..
Только один из 15 тиглей из окс.ал. и огн.цемента лопнул,или точнее сказать образовалась дырка на стенке...делал 1.5кг,а когда разбил тигель смотрю,флюса нету,и узора на верху нет...стекло и 0.5кг сплава вытекли через дырку...А шо делать...


слитки

Попробую рассказать как я делаю,чтобы слиток не трескался.

Высокотемпературный отжиг 1150С- 2часа, после остывание на воздухе....Привариваю железный стержень 15мм(рукоятка). Обтачиваю весь слиток от ямок и неровностей на точиле после плавки,чтобы весь был чистый....Нагреваю до 850-900С в горне...охлаждаю на воздухе...повторяю 20 раз...после этого начинаю ковать...использую только пружинный молоток....удары произвожу только по параллельным сторонам,т.е. сверху и снизу...нагрев...удары по бокам..и.т.д. В начале первых 15-20 нагревов надо следить за трещинами...все острые края сглаживать...если трещины появятся срезаю болгаркой,если они не глубокие...После 20-30 циклов ковки металл должен становится более пластичным и коватся легче...я проковываю в прастину прибл.25 на 12 мм или 30 на 15мм, затем проковываю до толщины прибл. 6 мм..обтачиваю на точиле обезуглероженный слой прибл.1мм на сторону.. ну и можно вырезать лезвие..
За один нагрев я проковываю не больше 1-1.5мм...можно и больше, но есть риск появления трещин...В первой стадии ковки очень большой риск для трещин, а так же есть риск для трещин если не делать высокотемпературный отжиг...После 30 циклов слиток должен коватся как обыкновенная сталь,а если нет ,то что то не то.Если есть лигатура то слиток куется тяжело на всем протяжении ковки ,и может треснуть при последних ударах...
После ковки ,если всё прошло благополучно делается ТЦО 3-5 раз..770С ..остывание 60С в час до 650С,после на воздухе,или проще, нормализация 850С 5 минут, с остыванием на воздухе,тоже можно 5 раз..
Ну вот ,это приблизительно как я делаю.

Закалку я делал для булата 820 С с охлаждением в кипящем масле прибл. 200 С...Это называется этапная закалка...
900 С для углеродистого булата я думаю много...зерна растут...
Отпуск 240-260С. Очень трудно писать точные цифры...все зависит от того что вы туда бросили и сколько, я считаю что особо много лигатуры бросать не надо, а то будет не возможно отковать, ну и выкрашиватся лезвие будет...
Я пробовал с десятыми долями процента, ванадий или молибден,или вольфра.,Правда последний слиток по составу близок к быстрорезу и ковался очень тяжело.
ТЦО немного неудобно и занимает время, нагрев до 770-750 С охлаждение до 600-650 С вместе с печью,потом можно на воздухе, можно делать 3-5 раз

Мой молот

Для ковки использую пружинный молот.Смотрите на бойки...они комбинированные....бью в основном узким,а углы сглаживаю широким....чем больше изголятся.....бить крест на крест,винтом,и т.д. тем лучше будет узор...В догонку о булате...разрежте слиток на две части,и куйте только половину...будет легче...После 3-5 ковок появится навык...Вы будете чувствовать когда пора подогревать или прекращать ковку...

При изготовлении булата я опирался на статью Дмитрия Ипполитова ,а так же на советы Василия Фурсы и Леонида Архангельского....Большое им спасибо

галерея


наверх

Tags: БУЛАТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments