rcross (rcross) wrote,
rcross
rcross

Categories:
  • Mood:

Эфиопия — колыбель человечества.

Оригинал взят у cnigochey в Эфиопия — колыбель человечества.
В 2003 году ученный палеоантрополог Йоханнес Хейл Селасси совершил сенсационную находку: в долине реки Омо он обнаружил самый древний в мире скелет человекообразного существа. Гоминид, чьи останки нашел Селасси, проживал на территории современной Эфиопии около 3,8-4 миллионов лет назад.

Согласно моноцентристской модели возникновения человечества, все люди происходят от единой популяции, современником которой и являлся обладатель костей. Но удивительно то, что в процессе экспансии на Север человекообразные эволюционировали в человека разумного, изобрели колесо, полетели в космос и взорвали первую атомную бомбу. При этом на территории все той же долины реки Омо до сих пор проживают народности, добывающие огонь первобытным способом, не использующие средств личной гигиены, не прикрывающие наготу и совершенно не имеющие никакого понятия о том, что происходит за границами их замкнутого мирка.

И все же Эфиопия, ежегодно принимающая тысячи туристов со всего света, — это не только множество племен, от пестроты и разноголосия которых кругом идет голова, это еще и уникальная архитектура древних городов и храмов, созданная могущественной цивилизацией, и дом для удивительных млекопитающих, таких как обезьяны-гелады. А территория страны — одна из самых своеобразных природных зон африканского континента. Здесь высокогорья соседствуют с глубокими тектоническими впадинами, а влажные тропики сменяются знойными пустынями.

Рассказывая об Эфиопии нельзя обойти вниманием историю страны, ведь на протяжении нескольких столетий здесь существовала величайшая цивилизация мира. Центром семитской культуры являлся город Аксум, основанный приблизительно в 1000 году до н. э. Аксумское королевство было самым сильным государством на территории между Римской империей и Персией.

Впрочем, древние письмена египтян свидетельствуют о том, что эта местность была им известна еще задолго до основания Аксума. Они называли северную часть Эфиопии «Землей Богов», и, начиная с 3000 года до н. э., вели торговлю с ее жителями, получая золото, слоновую кость, ароматические породы дерева и рабов. А порт Адулис на Красном море являлся главным морским выходом и важнейшей отправной точкой в Индию.

По сей день Аксум считается одним из самых почитаемых священных городов Эфиопии. Христианство здесь было провозглашено государственной религией около 330 года н. э., при царе Эзане. В период расцвета Аксум контролировал территории в Южном Египте (к востоку от Аденского залива, к югу от реки Омо и к западу от Мероэ — столицы древнего Куша). Даже арабское царство Химьяритов признавало его владычество.

Современный Аксум стоит на высоком плато — около 2195 метров над уровнем моря. Эфиопская православная церковь утверждает, что город построен там, где хранится Ковчег с десятью заповедями. Легенда гласит, что находится он в церкви пресвятой Богородицы Марии Сионской XVII века, и лишь хранитель имеет право видеть его. При церкви есть музей, располагающий внушительной коллекцией древних крестов, митр и Библий. А за пределами славного города можно увидеть руины некрополя времен царя Калеба, дворец царицы Савской и монастырь Пенталион.

Прошли века, и в период между VII–VIII веками нашей эры Аксум пришел в упадок. Тогда вся власть перетекла в другую местность, южнее, в район Роха, позже получивший название Лалибэла в честь своего правителя. Надо сказать, что храмовый комплекс Лалибэла является одним из главных сакральных мест мира. Войти в Лалибэлу означает вернуться в библейские времена. В неизменном виде здесь сохранилась вера в чудеса и земную жизнь Иисуса Христа. Будто бы не было двух тысяч лет войн и раздоров, до неузнаваемости изменивших исходные религиозные представления...

Лалибэла — это одиннадцать удивительных храмов, вручную вытесанных в скалах, которые расположены приблизительно в 250 км к востоку от Аксума. Многие называют Лалибэлу Восьмым чудом света, что справедливо. Убедиться в этом может каждый, так как комплекс пока еще открыт для посещения.

Несмотря на массовое паломничество, Лалибэла сохранилась в нетронутом виде. Прежде всего, благодаря тому, что в VII веке Мухаммед велел мусульманам оставить Абиссинию в покое, хотя там жили копты — православные христиане. Легенда гласит, что строить церкви для народа царю Лалибэлу помогали ангелы, а поручение о строительстве правитель получил на Небесах. Согласно преданию, сразу после рождения Лалибэла был окружен роем пчел, которые не причинили ему вреда, но предрекли власть, богатство и славу. Его старший брат, позавидовав пророчеству, попытался избавиться от неугодного ему родственника. Но, выпив яд, Лалибэла только уснул на три дня. Во время этого сна ему и явилось видение.

Древние писания говорят, что строительство храмов велось 24 года. Впрочем, согласно некоторым манускриптам на это ушло лишь 24 часа! Не важно, верим мы легенде или нет, храмы, чьи семь церквей выступают над поверхностью земли, а остальные углублены в скальную породу, будоражат воображение даже бывалого путешественника.

Храмы Лалибэлы имеют огромное значение для народа, поскольку хранят уникальные святыни. Так, в одной из четырех подземных церквей — Бет Медхане Алем (Дом Спасителя мира) — находится коптский крест длиной 60 см. Ему приписывают чудодейственные целебные свойства.

Раз в год в Лалибэле проходит грандиозное религиозное действо, которое в наше время невозможно увидеть где-либо в другом месте. Церемония столь близкая к историческим корням христианства проводится 18 января, в канун Крещения, и носит название Тимкат. Великие празднества устраиваются в память о том дне, когда Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке Иордан. В день Тимкат священнослужители выносят из всех одиннадцати церквей святые таботы, завернутые в парчу. Таботы представляют собой сделанные из камня или дерева таблички с выгравированными на них надписями. Эти таблички символизируют Моисеевы скрижали, которые, как считается, после гибели Первого храма привез в Эфиопию вместе с ковчегом Завета царь Менелик, сын Соломона и царицы Савской. Священники и прихожане несут их на головах к берегам Иордана, протекающего через Лалибэлу.

Путешествуя по страницам истории Эфиопии невозможно не упомянуть великолепные города Гондэр и Харар. Гондэр расположен в 50 км к северу от озера Тана и примерно в 500 км к северу от Аддис-Абебы, у подножья гор Симиен, на высоте 2200 метров над уровнем моря. Гондэр был столицей Эфиопии во времена правления могущественных императоров Фасилиса (1632-1667 гг.) и Теодроса (1855-1868 гг.), о чем свидетельствует множество замков и дворцов, расположенных на его территории. В те времена он был самым большим и населенным городом королевства, крупным коммерческим центром, откуда велась торговля с богатыми землями. В городе проживали многочисленные католические и мусульманские купцы, а также эфиопские иудеи, большинство из которых были ткачами, кузнецами, гончарами, строителями домов и храмов.

Второй же город — Харар — находится примерно в 500 км к востоку от нынешней столицы Эфиопии. Древнее поселение, построенное во времена средневековья, обнесено стеной и напоминает ближневосточные города. Его история жестока и кровава. Здесь веками шла борьба между мусульманами и христианами. Пять мощных ворот в стенах исторического центра до сих пор служат напоминанием о том, насколько город нуждался в надежной защите от завоевателей.

Вообще, на протяжении всей истории у Эфиопии было множество столиц. И прошло немало времени, прежде чем на престол взошел Менелик II, который в конце XIX века основал на высоте 2500 метров Аддис-Абебу.

Источник http://posta-magazine.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments