rcross (rcross) wrote,
rcross
rcross

Римская память

Оригинал взят у antoin в Римская память
Римский подход к бессмертию души был гораздо лучше христианского. Как писал Цицерон, «жизнь мёртвых продолжается в памяти живых». Римская memoria — это не просто воспоминание о человеке или событии, это нечто прямо связанное с бессмертием. Пока о человеке помнили, сохранялась целостность его личности, дух его не умирал и был среди живых, помогая и направляя их. Может быть греческое приказание забыть имя поджигателя храма (Герострат вроде бы было лишь прозвище), тоже основано на сходном обычае.
Салюстий в середине I века до н.э. писал: «Отпущена нам краткая жизнь, но мы должны сделать так, чтобы память о нас жила так долго, как это возможно». Христианин Евсевий в начале IV века н.э. писал, что «скоротечная жизнь, полная опасностей, заставляла их искать утешения в возведении памятников, прославляющих память предков и их бессмертную славу, а некоторые оставляли глубокие начертания на табличках, описывая добродетели тех, кого почитали и хотели чтить вечно».
Может быть, ранние христиане тоже отдавали дань именно этой традиции, когда старались уничтожить то, что писали их идеологические соперники — чтобы не осталось даже памяти о врагах, чтобы никто не мог самостоятельно решить, кто прав был в древнем споре и чтобы спустя века никто не усомнился в истинности сочинённой победителями истории. Философские трактаты, научные заметки, работы по юриспруденции — сколько всего этого было тогда отправлено в небытие. Не вина этих упорных стирателей, что отдельные крупицы были потом найдены, как Институции Гая).

Вера в даруемое памятью бессмертие была ядром римской культуры, основой характера настоящего римлянина. Понятно, как влияло на жизнь такое отношение к смерти. Ведь лучшим средством оставить о себе хорошую память было совершить что-то достойное этой вечной памяти. Это философия решительных, сильных духом людей, философия воинов, философия подвига.

Римляне прибегали к самым различным средствам сохранения памяти — насколько позволяли средства, строили личные памятники, бюсты, делали таблички или рисовали изображения себя или близких. Интересно, что тем солдатам, кто умирал в мирное время, строили памятники товарищи, но погибшие на поле боя обычно не могли рассчитывать не только на памятник, но иногда и на погребение (по римским обычая прах должен быть засыпан землёй). Поэтому они старались оставить о себе память, нанося свои имена на доспехи и оружие — чаще всего, на шлем. А поскольку шлемы часто с почтением принимали другие римские воины, получалось и так, что на одном пехотном шлеме оказывались начертанными сразу несколько имён.

Все, кого помнят, действительно живы, просто стали невидимыми. Волны времени смывали и будут смывать целые государства и народы, и счастливы те, чьи имена в памяти людей преодолеют тысячелетия...
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments